Э. ЭЛИНС. История электронных музыкальных инструментов. Часть 2. От терменвокса до чемберлина. |
Художник всецело зависит от красок, имеющихся в его мастерской, а композитор — от тембров существующих музыкальных инструментов. Выбор той или иной краски из звуковой палитры влияет не только на оркестровку, но порой и на форму зарождающейся композиции. Как писал известный советский и российский композитор и музыковед Э. В. Денисов (1929—1996), в процессе сочинения музыки происходит «собственный, индивидуальный выбор во множестве звуковых объектов и устанавливает между ними определённую систему соответствий, упорядочивая это множество и создавая форму сочинения». В предыдущей статье (см. «Радио» № 5 за 2022 г.) рассказывалось о том, что многие композиторы в начале двадцатого века ощущали острую нехватку новых звуковых красок и высказывали идеи «освобождения звука». Возможности традиционных акустических инструментов их перестали устраивать. Французский композитор Эдгар Варез писал: «Я больше не могу сочинять для старых инструментов. Мне мешает отсутствие подходящих электрических инструментов, для которых я могу писать музыку». А также, о том, что в период с 1876 г. по 1930 г. были заложены основы электронной музыки и музыкальных технологий. По сути, к концу двадцатых — началу тридцатых годов прошлого века практически все необходимые предпосылки для реализации этих идей в конкретной материальной форме уже существовали. Неудивительно, что именно в этот период начали появляться первые электронные музыкальные инструменты, некоторым из которых удалось пережить своё время и продолжать оставаться актуальными в наши дни… | Вернуться назад. |